Иногда взрослые люди тоже обращаются к логопеду Самые частые причины: дислалия, дизартрия и дислексия. Если перевести на простой для понимания язык, то самые частые причины – это картавость и шепелявость. А еще заикание. И да, взрослым людям тоже можно помочь исправить речь и поставить звуки.
Почему дефект речи сохранился во взрослом возрасте? Все просто: не исправили, либо не до конца исправили в детстве – не нашли нужного специалиста, не был найден подход к ребенку, считали этот «детский» говор милым (и так бывает). Кроме того, есть ситуации, когда взрослый человек теряет речь из-за заболеваний (различной природы афазии), но об этом отдельный разговор.
Кто-то не замечает свой дефект речи и привык к нему, кто-то считает «изюминкой», а кому-то он причиняет большие неудобства, мешает реализоваться в работе и в личной жизни.
Очень часто я получаю вопросы в личку такого характера: «Мне 33 года, все жизнь не выговариваю звук Р. Вы с таким сталкивались?».
Самые частые вопросы и мои ответы на них я собрала в этой статье. Надеюсь, это поможет взрослым людям решиться на работу над собой.
1. Вопрос первый и самый частый: можно ли взрослому поставить звуки? «Там» еще не все закостенело?
Отвечаю: можно! Много раз с успехом мы с пациентами это делали. Да, действительно, перестройка у взрослых идет медленнее, чем у детей, потому что за долгие годы неправильного говорения вырабатывается своего рода условный рефлекс. Но с другой стороны, взрослые осознанно подходят к процессу постановки звуков, в отличии от малышей, и этим приближают результат.
2. Сколько времени понадобится?
К сожалению, с точностью до дня я на этот вопрос ответить не могу. Все зависит от исходного состояния органов речи и от причины, которая повлекла за собой речевой дефект. Но я всегда предупреждаю
пациентов, что они могут ускорить результата, продолжая интенсивные занятия дома.
3. «Там будут маленькие дети и я?»
Нет, с каждым, даже с самым маленьким учеником, я занимаюсь один на один. У каждого свой темп и своя скорость, каждому подходят определенные упражнения. А если вспомнить, что в любом дефекте речи замешаны не только органические, но и психологические причины, то станет понятным, почему я только за индивидуальные занятия.
4. Чего ожидать? Как проходят занятия?
Занятия строятся по следующей схеме: диагностика – артикуляционная гимнастика – постановка звука – автоматизация звука в речи. Ожидайте несложные упражнения перед зеркалом, чистоговорки, скороговорки, различные игры со звуком, а также перерывы на чай))
Надеюсь, те взрослые, которые задумывались над необходимостью посетить логопеда, но не решались, откинут последние сомнения и придут. Ведь если есть возможность, нужно всегда стремиться к лучшей версии себя!