Как справиться с прокрастинацией

С прокрастинацией сталкивались почти все, но все ли знают, что означает это незнакомое, чуть неприличное слово?:)

Прокрастинация – это склонность человека постоянно откладывать дела на потом. Пару десятков лет назад это явление назвали бы просто ленью и, может быть, были бы правы, но…

Дело в том, что между ленью и прокрастинацией имеется существенная разница. Лентяй просто не утруждает себя, и ему от этого ХОРОШО, а прокрастинатор бесконечно винит себя за впустую упущенное время, что уже само по себе отягощает существование.

Вспомните себя в студенчестве. Помните то состояние, когда вы штудируете весь курс в ночь перед экзаменом, держась за голову и думая: «Ну почему я не начал готовиться хоть немного заранее?!» Это и есть живой пример прокрастинации.

Штука вредная вообще получается: и дела не двигаются, и удовольствия от такого безделья никакого, и чувство вины насаждается. Про то, как победить прокрастинацию на сегодняшний день написано немало книг и статей. Этой проблемой занимаются психологи и нейрофизиологи.

Но для меня главным открытием стало то, что, оказывается, на совсем избавиться от нее невозможно. Причина тому – устройство нашего головного мозга.
Есть у нас такая лимбическая система, которая включает в себя центр удовольствий. Именно она подталкивает нас делать выбор в пользу маленьких сиюминутных радостей. Антагонистом ей выступает фронтальная зона коры больших полушарий, функция которой — строить планы и бороться за то, что лучше для нас в долгосрочной перспективе.

Данные области головного мозга постоянно вступают друг с другом в противодействие, при этом наше дело – контролировать процесс и грамотно оказывать помощь самому себе.

Существуют несколько испытанных приемов, которые позволяют контролировать прокрастинацию:

1. Осознайте, что вы сегодня и вы в будущем – это один и тот же человек.
Звучит странно, но серией опытов доказано, что мы только теоретически соотносим себя с тем, кем будем через пять лет, месяц или даже десять дней. На самом деле наш мозг думает так: я сегодняшний получу удовольствие и буду пить кофе и читать ленту событий три часа подряд, а с ненаписанным отчетом разберется тот, другой, через три дня.

2. Разбейте большую задачу на несколько мелких.
Иногда мы боимся начинать работу, потому что она кажется нам слишком сложной. Разделите ее на несколько этапов, выполняйте их по одному и последовательно. Как в поговорке : «Глаза боятся, а руки делают». Обязательный фактор – вознаграждение себя чем-нибудь приятным или, как минимум, щедрая похвала.

Иногда задача кажется очень абстрактной, непонятной, из серии «пойди туда — не знаю куда, принеси то – не знаю что». И мы ходим кругами, не знаю, как к ней подступиться. В таком случае четкий план составить бывает трудно. Но выход есть! Начните делать хоть что-то немедленно. Если это составление документа: откройте Word и напишите дату, если продвижение нового проекта – набросайте список телефонов всех людей, которые вам пригодятся и т.д.

3. Правило 20 минут.
Двадцать минут можно вытерпеть совершенно любое занятие, даже самое неприятное и скучное. Засеките время и принимайтесь за дело! После волшебных 20 минут вы втянетесь и продолжите работать, а если нет, то кусочек работы уже будет сделан. И это тоже достойно похвалы, конечно же

4. Остерегайтесь раздражителей.
Приступая к серьезному делу, выключите телевизор, музыку в наушниках, закройте странички в соц. сетях. Именно они служат не причиной, но поводом к прокрастинации. Для эксперимента, один день посчитайте все время, которое вы тратите на подобные развлечения. Уверяю, результат вас очень удивит! И заставит относиться к временному ресурсу серьезней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *