Доброго дня!
Если вы не знали, что я еще и логопед, то после этой статьи сомнений у вас не останется))
Сегодня я хочу поговорить о таком заболевании, как дисграфия, потому что по закону парных случаев, у меня появились одновременно несколько пациентов с таким диагнозом.
Итак, дисграфия – нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся, стойких ошибках. Дисграфия обусловлена не сформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Как следствие, данное нарушение затрудняет обучение ребенка грамматике языка и письму.
Первый признак дисграфии – это то, что ребенок допускает ошибки при письме. Но тут же нужно отметить, что ошибки, особенно, в начальных классах, не редкость. Иногда ко мне приходят очень бдительные мамочки в панике: « У нас дисграфия! Допускаем ошибки даже при списывании. Вместо «росток» сын пишет «рАсток»!». Приходится успокаивать и говорить, что для первоклассника грамматические ошибки – это норма, для этого в школу и ходят, чтобы грамотность изучать. И при списывании также могут быть ошибки, недаром даже задание такое дают «Контрольное списывание».
Вернемся к дисграфии. При дисграфии ошибки …странные. Они возникают там, где не должно быть затруднений. Например, вместо слова «дом» ребенок может написать «тон» или пропустить все гласные буквы, например, кшк (кошка). Когда детки только начинают писать подобные странные ошибки также могут быть, но они очень быстро исчезают. У дисграфиков процесс обучения письму идет медленно и с трудом.
Также у детей с дисграфией может быть плохой почерк (мелкий или, наоборот, слишком крупный), несоблюдение строк в тетради, зеркальное написание букв, исчезновение окончаний. Отсутствуют заглавные буквы в предложениях, путаются «похожие» буквы: Р и Ь, З и Э.
Что делать? Не ругаться, не стыдить, не применять ремень и другие способы воздействия на детскую личность. Часто детей начинают ругать за ошибки дома, стыдить в школе, в итоге проблема усугубляется, малыш замыкается в себе, со страхом идет на занятия.
Помните, ребенок не глуп и не ленив, ему нужна помощь и занятия с логопедом.
Есть детки, которых можно отнести к группе риска по появлению дисграфии. Следует внимательно наблюдать за развитием устной и письменной речи ребенка, если:
— ваш ребенок – переученный левша,
— если посещал логопедическую группу в детском саду,
— если к семи годам еще не исправлены все дефекты звукопроизношения,
— если в 2-3 года стоял диагноз «Задержка речевого развития»
— если ребенок перенес травмы головы,
— также часто дисграфия наблюдается у детей, растущих в двуязычных семьях.
Если у вашего ребенка присутствует хотя бы один из перечисленных пунктов, обратитесь к логопеду заранее, не дожидаясь возраста 8-9 лет. Как и все заболевания, дисграфия легче поддается профилактике, чем лечению